суббота, 28 июня 2014 г.

Мой новый нож или рукоделие в стиле "бушкрафт"


Ножи я научился делать уже давненько. Уж несколько лет как. Это не те ножи, которые показывают на выставках и люди ими заслуженно восхищаются. И не такие, чьи фотографии можно выставить в сообществе ножеделов, ибо тамошние поделки, тоже, сплошь загляденье. Это такие, по которым видно что оно самодел, сляпано на коленках, с использованием минимума приспособ и инструментов, но в целом, вполне себе ничего ) Но несмотря на это, сам я нормальным ножом так и не обзавелся. Как-то мне срочно нужен был нож на какую-то вылазку и я по-быстрому нашел заготовку из быстрореза, которую мне кто-то отдал. Намотал ей веревочную рукоятку, наточил, одной левой сымпровизировал ножны. Временно. Но, как известно, времянка у нас - всегда постоянка ) и я им пользуюсь уже несколько лет. Быстрорез конечно очень стойкий и рез у него достаточно агрессивный, но этот нож меня не радует - слишком длинный и узкий, слишком узкое острие, да он вообще какой-то бабский, как кухонный )



Поэтому, готовя для группы статьи о Морсе Кохански и Хорасе Кефарте, я понемногу начал задумываться что мне нужен хороший бушкрафтерский нож. Потихоньку собирал фотографии, размышлял и подумывал... Пока, бродя по Ютубу, не наткнулся на обзор ножа Bark River Bravo I. И вот мне он как-то глянулся сразу и всерьез! Красивые плавные обводы клинка, выпуклые спуски от обуха (ну не люблю я сканди!), удобный выступ на обухе для упора большим пальцем. Толщина 6,5 мм. в обухе - им и правда можно поднять канализационный люк, но по-моему все-таки многовато. Посмотрел цену на сайте "Твой нож": 3 053,40 грн. Душевно! ) Но я же все равно хотел делать сам, так что приступил.

Вначале ТТХ того что получилось:
- длина клинка 113 мм.
- ширина 28 мм.
- толщина в обухе 4 мм.
- общая длина 219 мм.
- вес 187 гр.
- материал - клапанная сталь
- твёрдость - без понятия ) по ощущениям, примерно искомые HRC 59-61, ибо напильник соскальзывает, но если хорошенько надавить, то цепляется.

Полез в закрома и нашел самый толстый кусок клапанной стали - около 4 мм. В магазине "Ножар" заказал пару шайб бизоньего рога, тыльник и больстер. Больстер можно было изготовить и самому, но раз уж все равно что-то заказываю, то почему бы и нет. У оригинального Барка рукоятка накладная, но я давно мечтал сделать нож с рукояткой из бересты. Я даже пару лет назад, бывая на лесопилке под Иванковом что в Киевской области, насобирал подходящих кусочков бересты. Так что запас ее у меня имелся. Кусочек деревяхи подходящих размеров с интересным сучком я подобрал на работе среди отходов мебельного производства. Уж не знаю что там - дуб или ясень, но рисунок довольно контрастный.

По фотографиям из Сети набросал эскиз, распечатал, вырезал и наклеил на железку (чертёж в формате Компас можно скачать внизу статьи). Как положено, обрезал лишнее болгаркой и обточил по контуру на наждаке. Точил на работе, так что без зевак не обошлось. Как водится, нашелся один, который начал лезть с советами и критикой. Спросил его знает ли почему люди не занимаются сексом на улице, он чота обиделся... ))


Дальше: чертилкой разметил середину там, где будет режущая кромка и на небольшом наждаке аккуратно сбил до нее фаски. Затем на большом - сточил спуски, ориентируясь на эти фаски. Без всяких приспособ, всё на глаз: проточил, посмотрел - надо еще снимать, снова проточил. И так до тех пор, пока не добился нужной формы. Следующее - чистовая обработка. Сначала на мелком наждаке все выровнял и довел до ума, затем зажал в гибкий вал небольшой абразивный камушек и прошелся им по всей поверхности, сглаживая ее и убирая глубокие царапины. Затем резиновым кругом попытался отполировать, но он был с брачком и его таки разорвало ) Хорошо что улетел в потолок, а не в рожу. И это у меня уже не первый случай, я когда-нибудь доиграюсь. Так что блюдите технику безопасности: не работайте резиновым кругом на большой скорости!


Пришлось идти длинным путём, но может оно и к лучшему. Достал свой любимый абразивный инструмент - наждачку, и приступил. Раньше я клеил наждачку к деревянному бруску двусторонним скотчем. Это очень удобно, но когда нужно сменить кусок бумаги, процесс становится изрядно геморройным. Скотч от бруска приходится соскребать ножом, он этому всячески сопротивляется и упорствует. Местами приходится срезать вместе с деревом, в результате брусок становится не ровным со всеми вытекающими. Но недавно на Ютубе у пользователя Alex Formen подсмотрел решение этой проблемы: нужно на брусок наклеить сначала обычный канцелярский скотч, на него сверху - двусторонний, и, уже на этот последний, - наждачку. Поработав, все это можно легко сменить - канцелярский скотч легко отходит от деревяхи, но держит достаточно прочно во время работы. Таким образом, постепенно переходя от более грубой наждачки к более мелкой, за вечер я довел клиночек до блеска. Поставил на наждак войлочный круг и отполировал пока пастой ГОИ №1. В процессе выяснилось что некоторые особенно глубокие царапины все-же остались. Они малозаметны, но для того чтобы их убрать пришлось бы начинать все сначала - с самой крупной наждачки и затратить в разы больше времени и сил. Рассудив здраво и посовещавшись, я и моя лень постановили что:
- Лучшее - враг хорошего;
- Перфекционизм - опасная болезнь, мешающая в достижении целей )
- Во время работы царапины все равно очень быстро появятся;
- Нож изготовлен не на продажу/выставку, поэтому ваще пофик!


Отверстие в хвостовике под заклёпку - это отдельная эпопея! Из-за того что сталь очень твердая, просто так взять и просверлить не получилось. Сначала я пробовал по-хорошему: нагревал на газу чтобы отпустить. Ничего не вышло ) Из-за того что заготовка достаточно массивная, её не удалось нагреть даже до темно-малинового свечения. Тем не менее, сверло немного углубилось в металл, но дальше не пошло. Тогда я попробовал нагреть хвостовик и охладить его в холодной воде (иногда именно с клапанной сталью этот номер проходит). Не помогло. Я приволок железяку на работу и пробовал греть ее в индукторе. После остывания на воздухе, потом в воде, сверло по-прежнему его не брало ) В конец опухнув, я пробовал сверлить раскаленную заготовку - как и следовало ожидать, сверло моментально село и не произвело никакого эффекта ) Я притащил его домой, замазал лаком для ногтей, экспроприированным у жены, и попробовал травить гальваническим способом. Но то ли лак был паршивый, то ли еще что (раньше всегда получалось), лак вспучился и металл травился и под ним тоже. На месте будущего отверстия все еще оставалась перемычка, хоть и тонкая, но сплошная. Психанув по-настоящему, я зажал в гибкий вал алмазный конус и, долго и нудно, но протёр-таки сквозную дырочку, которую уже достаточно быстро расширил до нужного диаметра.

Незадолго до того я перебрал свои запасы бересты, отбраковал совсем уж негодявые, очистил от остатков пробкового слоя, обрезал порченное, попытался разровнять, выбросил кусочки, которые при этом расслоились, нарезал большие кусочки на мелкие нужного (а чаще - какого получится) размера. То, что осталось, а осталось не так уж и много, ссыпал в банку и залил на несколько дней холодной водой. Через пару дней воду слил, кору обсушил и на сутки положил под гнёт, поместив ее между газет для удаления лишней воды. Правда, этот гнёт мало чем помог. Теперь нужно убрать белый верхний слой с коры, просто покатав по нему пальчиком. Дальше разметил и вырезал на каждом кусочке отверстие по размеру сечения хвостовика. Смазал каждый кусочек с обеих сторон клеем, собрал их все в стопку на хвостовике и стянул струбциной. Клей использовал 88-й, хотя пишут, что подойдет и ПВА. После того как стянул, хвостовик можно вытащить - пущай себе сушится, а мы займемся другим делом.


Из кусочка мягкой древесины нужно было вырезать вкладыш для ножен. Для этой цели прекрасно подошел огрызок наличника, завалявшийся на балконе ) Обвел карандашом клинок, прорезал по контуру косым ножом, выбрал на нужную глубину стамеской. Внизу предусмотрел дренажное отверстие. Я решил не делать вкладыш из двух половин, выбрал полость на всю глубину, а затем приклеил сбоку тонкую дощечку. Лишнее обрезал и опилил на крупном наждаке.



Тем временем пришел мой заказ, и я первым делом расширил и подогнал с помощью надфилей прорезь в больстере, после чего припаял его к клинку. Просто чудо как работа, занявшая у меня целый вечер, уместилась в одно предложение ). Вертя в руках шайбы из рога, я грешным делом подумал: а уж не пластмасса ли это? Такие ровные и аккуратные. Но как только начал их сверлить, все сомнения отпали - лёгкий запах дохлятины их развеял ) Словом, сначала сверлом, затем - надфилем сделал отверстия под хвостовик в шайбах из буйволятины и в двух кусочках нержавейки толщиной 2 мм. Развёл капельку эпоксидки и начал собирать хвостовик: смазал клеем больстер, положил на него кожаную прокладку для того, чтобы выбрать зазор между больстером и следующей шайбой. Затем поставил роговую шайбу толщиной 10 мм., на нее проставку из нержавейки, затем роговую шайбу 5 мм, снова нержавейку, следом - пакет бересты. Все это между собой тщательно промазывал эпоксидным клеем. Стянул все струбциной и дал несколько часов клею схватиться, после чего развел еще немного и по капле залил в пространство между хвостовиком и материалом рукоятки. Дал еще сутки полностью отвердеть.

Пока смола твердела, высверлил и выбрал стамесочкой полость под хвостовик в деревяхе. Примерился и просверлил отверстие под заклёпку так, чтобы оно совпало с отверстием в хвостовике. Немного промахнулся, поэтому между берестой и деревом тоже пришлось поставить кожаную шайбу - заполнить зазор. Вопрос в том, как заполнить эпоксидкой полость в деревянной заготовке, если с боков в ней уже просверлено отверстие под заклёпку. Я замазал эти отверстия пластилином, после чего залил в полость смолу, сунул туда хвостовик ножа, предварительно промазав смолой сопрягаемые поверхности на бересте, коже и деревяхе, и быстро воткнул сбоку медный пруток навылет. А пока смола не начала вытекать через образовавшиеся щели между рукояткой и медным прутком, замазал эти щели пластилином. И поставил на сутки полимеризоваться.

Обкусил (плоскогубцами конечно) излишек медного прутка и пошёл на наждак форимровать рукоятку. После грубой обдирки (кстати, засрал весь круг берестой так, что по его поверхности как будто размазали горячую пластмассу :) ) примерился по руке и обрезал лишнюю деревянную часть. Затем обточил рукоятку на наждаке, придавая ей форму, примеряясь по руке как лежит, и периодически очищая шарошкой наждачный круг от прилипшей бересты. Выступ снизу лезвия пришлось сточить, потому что диаметру роговых шайб не хватало пяти миллиметров для того, чтобы быть с ней вровень. Таким образом нож лишился небольшой части своей индивидуальности ) Формируя подпальцевые углубления, я немного увлекся и, еще бы чуть-чуть, и получилось холодное оружие ) А так, глубина передней - 3,5 мм, задней - 4 мм.



Тыльник я сначала хотел просто приклеить к торцу рукояти. Но Велигор сказал что "это г@вно будет, а не рукоятка". На моём веку он ошибался только один раз, когда заявил что самые красивые девушки живут у них в Кургане (что вполне простительно, ведь он не бывал у нас, на юге Украины :) ), поэтому я решил послушаться и усилить крепление - просверлил с торца пару отверстий, соответственно которым припаял к тыльнику пару шурупов. Вот я опять сказал: "припаял пару шурупов", а на самом деле я провозился с этой заразой целый вечер! ) Жало стопятидесяти-ваттного паяльника обгорает моментально, луди его - не луди. Подлезть туда, внутрь тыльника под шуруп, таким топором очень не удобно, чуть не догрел - плохо держится. Вроде бы припаял нормально, примеряешь - мимо, надо отпаивать и сдвигать... Словом, я изматюкался! ) Ну а после того как сделал удовлетворительно, очистил внутри от наплывов припоя и канифоли и посадил на эпоксидку: сначала закрепил нож торцом рукояти кверху, залил отверстия клеем и надел тыльник, погрузив шурупы в смолу; а спустя часа четыре, когда смола уже схватилась, перевернул нож, поставив его на тыльник и по капле заполнил пространство между этим самым тыльником и рукоятью, вливая смолу в щели по периметру до полного заполнения. И снова отверждаем!


С размером рукояти под тыльник я конечно промахнулся. Но исправлять что-либо было уже поздно, тыльник подогнать не получилось. В следующий раз буду ставить просто плоскую пластину, которую впоследствии можно опилить под любой размер.

Дошлифовал рукоятку начисто, пропитал льняным маслом. Нарезал тонким победитовым диском насечку на выступе обуха. Ещё немного полирнул клинок и металлические части рукоятки тонкой пастой ГОИ. Ну и наточил. А не наточенный он работать не будет! ) Теперь можно заняться одёжкой.


Ножны сделал в стиле "бушкрафт", если я только ничего не путаю ) Подходящий кусок кожи обрезал поровнее и на 88-й клей приклеил к нему вкладыш, вложив в него предварительно нож с обмотанной полиэтиленом рукояткой. А это чтоб рукоятка ни к чему не приклеилась ) Заодно и проклеил по будущему шву. Когда клей засох, окончательно обрезал излишки кожи и прошелся разметочным колёсиком. Канавку под шов у меня делать пока нечем, да и кожа здесь слишком тонкая, поэтому я не заморачивался. Шилом и молотком пробил отверстия по разметке. Вот этот процесс кажется очень длительным и нудным, но с ним я управился минут за 20 не особо торопясь. Зато это позволило получить ровный с обеих сторон шов и не исколоть себе при этом пальцев. Шил кордовой ниткой двумя иголками навстречу друг другу. После этого пробил отверстия и поставил в них люверсы. Вначале я хотел сделать длинные отверстия по краю для крепления ножен, например ремешками или клипсами MOLLE, но увидел что кожа слишком тонкая и расстояние до края слишком маленькое и вовремя отказался от этой затеи.




Поздно спохватился что хотел сделать подвес как на классических ножнах, поэтому сделал три "горизонтальных" прорези на горловине ножен, сунув туда ручку молотка ) Отрезал подходящую полоску из кожи, склеил из нее петельку, срезал "на нет" и, смазав клеем, продел в прорези на ножнах. Пришлось немного помучиться, всё это можно было проделать гораздо проще до того как сшил ножны. Отрезал и сшил петельку на брючный ремень и соединил с ножнами полукольцом. Покрасил все, в особенности нитки, краской для кожаных курток чёрного цвета.


Подумав, добавил еще отверстий, отделанных люверсами. Отрезал из кожи три ремешка шириной 25 мм., примерил по длине с таким расчетом, чтобы между ремешком и ножнами можно было просунуть кожаный ремень, отрезал и пробил отверстия. Закрепил на ножнах винтовыми стяжками. Эти ремешки установлены с шагом в один дюйм и образуют как бы панель MOLLE, на которую можно подвесить что-нибудь полезное. При необходимости нижний ремешок переставляется между верхним и средним и уже сами ножны можно крепить на панель MOLLE с помощью съемной клипсы. Из закреплённых вверх ногами ножен не выпадает, даже если попрыгать. Но я испытывать судьбу не стану и если прям захочу его так носить, то придётся подумать над дополнительной фиксацией ножа.


Для переноски вместе с ножом брусочков для его правки, вспомогательного инструмента системы "заноза", мусата, огнива и, возможно даже НАЗа в дополнительном кармашке, сшил из кордуры небольшой подсумок, который можно крепить как к самим ножнам, так и на любую поверхность MOLLE или на пояс брюк.

Испытания проводил на батонинг и на карвинг веток по Морсу Кохански. Брёвнышко диаметром сантиметров 15 из очень сухой акации (ножовку сломал :) ) колет на раз! А вот свежую сочную палочку режет с неохотой, так что еще предстоит поелозить его на камнях, свести спуски потоньше. Но и сейчас получилось вырезать почти все элементы try stik'а и даже - свисток )



Вот такая получилась пилочка для ногтей. Небольшие огрехи присутствуют, но замазаны в Фотошопе ) И что ещё смущает - никак не придумаю куда привязать темляк, ведь хвостовик идёт практически до тыльника, так что дырочку не просверлить. Ну, я что-нибудь придумаю.

За сим, всем добра!

Комментариев нет:

Отправить комментарий